МБДОУ "Детский сад "Солнышко" с. Каштановое Симферопольского района








Родительский лекторий

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «  Игра в жизни ребёнка»

Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошколь ника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психо логии, возрастной физиологии. Однако мы вновь и вновь возвраща емся к ней. Серьезные изменения социальной действительности вносят свои коррективы в жизнь каждого ребенка и организацию педагогического процесса. Традиционная игра как деятельность требует переосмысления исходя из новых условий бытия.

Серьезную озабоченность у специалистов вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспери ментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольни ков 6—7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д.Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формиру ются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Ре зультат — снижение показателей готовности к обучению в началь ной школе. Несмотря на то, что у исследователей и практиков воз никают размышления о необходимости сюжетно-ролевой игры для современного дошкольника, положительный ответ безусловен. Более того, федеральные государственные требования к структу ре основной общеобразовательной программы дошкольного об разования вновь выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детский сад.

Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ? Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

            Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

            Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

            Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

            В последнее время родители, задавая ребенку традиционный вопрос, чем вы сегодня занимались, получают ответ - мы играли. Родители недоумевают - и больше ничем не занимались?

           Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

Игра как основная форма работы с детьми дошкольного возраста и игра как ведущая деятельность должны быть четко разведены в педагогическом процессе детского сада. Доминирование игры как формы работы с детьми может приводить к парадоксальной ситуации депривации (угнетения) игры на фоне ее тотальной эксплуатации. Игра может использоваться как образовательный метод, но она не должна использоваться как образовательный метод постоянно. Ведущая деятельность, представленная самодеятельными детскими играми, также должна иметь возможность развиваться, а не использоваться только в инструментальных целях, для нее должны быть созданы специальные условия. Именно эти игры обеспечивают развитие по онтогенетической линии, способствуют успешному формированию возрастных новообразований.

Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра, в которой отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни.

Для авторов программы идеальный детский сад — это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспи тателя с дошкольниками. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-иг ровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребен ка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» ( 2 мл.гр.)

Развитие игровой деятельности

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

Задачи воспитания и развития детей

Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка.

Помогать детям открывать новые возможности игрового отражения мира.

Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Путь развития игры — это совместная игра воспитателя с ребенком, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельно му игровому творчеству в свободном взаимодействии дошкольников с игрушками, предметами, предметами-заместителями, во взаимодействии со сверстниками, и воспитание доброго отношения детей друг к другу.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной  деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» (подг.гр.)

Развитие игровой деятельности

В игре ребенок развивается, познает мир, общается В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно приду мывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила

Задача воспитателя — увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях, а также еже дневно воспитатель планирует проведение таких игр с отдельными деть ми в целях развития их памяти, внимания, самоконтроля, воображения.

В свободном пользовании детей находятся разнообразные игры с готовым содержанием. Важно, чтобы в игровой среде старших до школьников была широко представлена  группа развивающих игр: «Уникуб», «Точечки», «Геоконт», и др. направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития.

Задачи развития и воспитания детей:

Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровойопыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности(познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного   со   сверстниками   сюжетосложения   через   построениеновых творческих сюжетов.

Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками,развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

Игра как часть образовательной области «Социализация» интегри руется со всеми образовательными областями, так как является основ ной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной деятельности, методом воспи тания и развития младших дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.

«Интеграция содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности. Например,  в форме игры частично проводится познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная деятельность; для развития продуктивной деятельности детей  актуальными остаются  также и беседа, и рассматривание, и  наблюдения, и экскурсии и другие формы.   Главное, чтобы формы работы с детьми  были адекватными возрасту детей, целям развития,  возможности применения для группы, подгруппы детей или отдельного ребенка, реализовывали принцип интеграции.

Грамотно организованная игровая деятельность  оказывают влияние на нравственное развитие личности,  самооценку ребенка, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе

 

Консультация для родителей

 

Роль детского сада в развитии речи ребенка

 

     Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка  лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.

     Детскому саду вменено в обязанность создать такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

     Развитие человека - физическое и психическое – проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный (детство), младший школьный, подростковый (отрочество), юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.

     Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.

     Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и совершенно не обладали теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

      Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь ( с трудом учились в школе), потому что в семье не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте. Так, В.А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, сын железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своего недуга она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик и родился с предпосылками для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект его не развился.

     Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

    Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановится навсегда.

     Для функции речетворчества «таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливается большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

       Перед детским садом стоит задача -научить детей свободно пользоваться родным языком  в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной форме.

       Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если она понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности произношения.

        В той или иной мере эти качества при благоприятных условиях вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду связная речь, богатство словаря, чистота произношения вырабатывается у ребенка планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов.

        Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании, которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом людей, общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром. Познание ребенком окружающей действительности становится более четким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется  познавательная деятельность человека.

         В детском саду не только учат детей свободно владеть родным языком в непосредственном общении, но и воспитывают умение вежливо разговаривать с товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях, разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные поручения, например спросить, который час, узнать, что будет на завтрак и т.п.

        Детей учат общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть по имени (Катя, Катюша, Петя, Володя и т. п.); во всех необходимых случаях использовать общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, с добрым утром и т.п.): приучают детей во время разговора со взрослым не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»; совершенно недопустима развязность ребенка по отношению ко взрослым, поэтому воспитатель учит детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи, быть общительным приветливым без ненавязчивости.

     Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение к людям – дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким, уважение к старшим.

     Учитывая индивидуальные особенности поведения  детей, воспитатель приучает их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают.  Всеми этими качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течении всего пребывания ребенка в детском саду .

      Перед детским садом стоит еще одна важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.

       Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их  речи. В дошкольные годы жизни ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими книгами детских писателей (русских, украинских, белорусских и др.), с некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной литературы, а также зарубежных детских писателей. Благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.

        Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы.

      Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга.

     Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка. Степень ясности и определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности языка находится в зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений возможно большего числа внешних чувств и мер активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его действительности.

    Воспитательница следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание связывалось со словом. Она стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать.

    Воспитательница в совершенстве владеет родным для детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут следовать, владеет всеми методами развития языка ребенка, признанными педагогикой. Формы живого слова, которыми она пользуется, служат не только для осмысления наглядного материала, но и для воздействия на высшие чувства.

     Обучение языку идет рука об руку с развитием любви к лучшим образцам родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и вдохновение.

    Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня царят в детском саду, как и в семье, и готовят ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям.

     Ребенок живо, всем существом своим отзывается на эти эстетические впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице и сам рассказывает, декламирует, поет, жестикулирует, импровизирует. Его литературные вкусы слагаются на лучших образцах.

     Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда его засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная задача детского сада. Расширяя методически, шаг за шагом, число представлений детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не руки, а ухо является краеугольным камнем развития их языка, влияя путем обдуманно подобранного, ценного литературного материала на их чувства, на выработку художественных вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе именно тех учеников, за которых она всегда скажет им горячее спасибо.

      Итак, какова же роль детского сада в развитии речи ребенка? Ее трудно переоценить. В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи), воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течении всего пребывания в детском саду.

     К концу дошкольного возраста большинство детей полностью усваивает звуковую сторону родного языка, значительную часть словаря и грамматический строй устного разговорного языка; к семи годам речь детей стоит на уровне бытового разговорного языка окружающих их взрослых.

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

 

Словарь:   в 2 года ребенок владеет словарем из 250-300 слов.  

Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность у ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

На третьем году жизни окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети пропускают в слове отдельные слоги («клой»- открой, «сото»- высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» - скамейка, «тул» - стул) и т.п.

 

Грамматический строй:  На третьем году жизни ребенок начинает высказывать  элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом пользуются как однословными предложениями, так и из 2-3 слов. Зачастую дети допускают ошибки в роде существительных, числе и падеже, не всегда употребляют союзы и предлоги и т. д.

 

Звукопроизношение: О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, т. к. звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи.

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает:

                                       губные звуки – п, п΄, б, б΄, м, м΄;

                                        губно-зубные- (ф, ф΄, в, в΄);

                                       переднеязычные (т, т΄, д, д΄, н, н΄, с΄, л΄)

                                       заднеязычные (к, к΄, г. г΄, х. х΄).

но  пропускает или заменяет

Свистящие звуки – с, з, з΄, ц

Шипящие – ш, ж, ч, щ

Сонорные – р, р΄, л

 

 Таким образом задачи воспитателя: в процессе бесед, чтения сказок, рассказов, стихов, инсценировок, дидактических игр, занятий по картинкам и т. д.

                         - овладевать грамматическим строем речи;

                         - накапливать и уточнять словарный запас;

                         - совершенствовать произношение слов;

                         - развивать слуховое внимание, т.е. умения слышать определенный

                            звук, издаваемый каким –либо предметом,  и правильно соотносить

                           его с предметом и местом подачи звука;

                         - развивать речевое дыхания, голос, звукопроизношение.

 

 

 

 

 

 

                                       Вторая младшая группа

 

Словарь:  к трем годам ребенок владеет запасом  800-1000 слов

Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами из 3-4 слов. Типичные ошибки неправильный порядок слов в предложении, ошибки в согласовании слов (один колесо, у меня много подругов).

Звукопроизношение:

- согласные произносятся смягченно («лозецька»- ложечка);

- Свистящие звуки с, з, ц  произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются («фобака» -собака, «вамок» - замок, «тветок»- цветок);

- шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются (« апка», «сапка», «фапка»-шапка).

- звуки р и л пропускаются («ампа»-лампа), заменяются звуками л΄(«лямпа», «ямпа»    

 

Задача воспитателя:

- развивать словарь и фразовую речь. Чем меньше запас слов, беднее фразовая речь, тем чаще встречаются всевозможные замены одних звуков другими;

- проводить игры на развитие речевого слуха, речевого дыхания, правильного пользования голосом;

- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими.  Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти;

 

Во второй младшей группе проводят работу по развитию моторики органов артикуляционного аппарата, а также речевого слуха на звуках А, У, И, О, Э, М, П, Б, Ф, В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ  ДЕТСКОГО  САДА

В  РАЗВИТИИ                                   РЕЧИ   РЕБЕНКА

 

   Консультация для родителей

Возрастные психологические особенности вашего ребенка

РАННИЙ ВОЗРАСТ

 Характеристика раннего возраста

 Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

 Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.

 В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов.

 В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются:

• предметная деятельность и деловое общение со взрослым;

• активная речь;

• произвольное поведение;

• формирование потребности в общении со сверстниками;

• начало символической игры;

• самосознание и самостоятельность.

 В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах.

Общение со сверстниками

 В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту.

 В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:

• внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);

• стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);

• появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни).

Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.

 Кризис трех лет

 К трем годам у ребенка появляются собственные желания, зачастую не совпадающие с желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста появляется знаменитая формула «Я сам».

 Резко возросшее стремление к самостоятельности и независимости приводит к существенным изменениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

 Симптомы кризиса трех лет:

• негативизм (непослушание, нежелание выполнять указания взрослого, стремление все делать на оборот);

• упрямство (ребенок настаивает на своем не потому, что ему чего-то сильно хочется, а потому, что он этого потребовал);

• строптивость (протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни; это бунт против всего, с чем он имел дело раньше);

• своеволие (ребенок все хочет делать сам и добивается самостоятельности там, где мало что умеет).

 Далеко не все дети обнаруживают столь резкие негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. Следует различать объективный и субъективный кризис.

 Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.

Важнейшим личностным образованием является открытие ребенком самого себя. С этих пор он начинает называть себя не в третьим лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Образовавшаяся «система Я» знаменует переход от самопознания к самосознанию. Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность в самостоятельной деятельности. Наряду с этим ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир людей, где его «Я» занимает новое место/

Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения, который включает в себя:

• стремление к достижению результата своей деятельности;

• желание продемонстрировать успехи взрослому, получить одобрение;

• обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках, бахвальстве.

 Этот комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим лицам и к самому себе.

 Суть этого новообразования, являющегося поведенческим коррелятом кризиса трех лет, состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 Характеристика дошкольного детства

 Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. По А. Н. Леонтьеву, личностное становление в этом возрасте связано, прежде всего, с развитием соподчинения или иерархии мотивов. Деятельность ребенка, как правило, побуждается и направляется уже не отделенными мотивами, которые сменяются или вступают в конфликт между собой, а определенным соподчинением мотивов. Если связь между мотивами и результатом действия понятна ребенку, то он еще до начала действия предвосхищает значение будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. Примечательно, что эмоции могут появляться до выполнения действия в форме эмоционального предвосхищения.

 Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям между ними и к новой ситуации развития ребенка. Общение со взрослым приобретает внеситуативный характер и осуществляется в двух различных формах — внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.

 В сознании ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится примером для его поведения и опосредует его действия. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением «быть, как взрослый» и невозможностью это стремление реализовать на деле. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра.

 Общение дошкольников со сверстниками

 В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со взрослым отличает ряд специфических особенностей, среди которых:

• богатство и разнообразие коммуникативных действий;

• чрезвычайная эмоциональная насыщенность;

• нестандартность и нерегламентированность;

• преобладание инициативных действий над ответными;

• небольшая чувствительность к воздействиям сверстника.

 Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит, в основном, себя. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения. К 6 годам ребенок начинает воспринимать и себя и другого как целостную личность, несводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.

 Кризис шести лет

 Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения.

 Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими симптомами, стоит потеря непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.